Турист Ольга Варежкина (Manola)
Ольга Варежкина
была сегодня 7:22
Лучший материал недели
по мнению редакции
Фотоальбом

Эпоха Тан на аллеях Сианя

DSC-HX200
39 45

Китайский город Сиань, известный своей терракотовой армией, насчитывает историю в 3 тысячи лет, уже этим он интересен. А уж если среди леса современных высоток обнаруживается осколок чего-то древнего, вдвойне просыпается интерес.

К таким привлекающим внимание осколкам относится одно из лучших туристических мест Сианя — Пагода диких гусей с коллекцией скульптур вокруг храмового комплекса на аллеях. Прогулочная зона как нельзя лучше даёт представление о людях, живших в эпоху Тан в древнем городе, чье название означает Западный мир, первым проложившим путь на запад.

Сиань, центр провинции Шэньси, – густонаселенный город, шутка ли, 13 миллионов. Он по праву считается одним из древнейших на планете, хотя, глядя на Западную улицу Xi Yanta Lu с высоты Пагоды диких гусей, так не скажешь. Современный мегаполис с небольшими вкраплениями старины.
Именно из Сианя во 2 веке до нашей эры шёл Великий шёлковый путь на запад, принёсший в Китай буддизм, и с 7 века Сиань – центр новой для Китая религии. Влияние буддизма ощутимо в современной архитектуре, сочетающей мотивы двух культур.
В Сиане более 100 пагод, самая значительная – Большая Пагода диких гусей, построенная в эпоху династии Тан в 7 веке. Любая пагода, в буквальном смысле «башня сокровищ», предназначена для хранения буддистских реликвий.
Что это за эпоха Тан, существовавшая с 6 по 9 века? Период могущества Китая, опередившего все современные ему тогда страны. Лучшие представители той эпохи, не считая царей, сосредоточены на аллее поэтов к югу от ворот храмового комплекса – философы, поэты, ученые, каллиграфы, герои книг. Аллея длинная, всю не прошли, только ее часть.
Аллея поэтов – обиходное название пешеходной улицы Xintangren jie (Синьтанжэнь цзе), то есть "Новые люди Тан". Это часть городского проекта, посвященного эпохе, когда Сиань был древней столицей Китая.
Бытовые скульптурные сценки с персонажами в костюмах времён династии Тан вдоль стены храмового комплекса Большой пагоды позволяют представить моменты жизни далёкой эпохи, и туристы с удовольствием погружались в её атмосферу, пристраиваясь рядом с фигурами, в чем-то даже дополняя их.
Вот с нескрываемым интересом наш современник, сопереживая, наблюдает за "схваткой" борцов, даже подсказывает. Есть и «арбитр» – судья с флажком. Изначально рукопашный бой, как искусство, в основе чего лежит духовное и физическое совершенствование, возник как тренировка будущих воинов китайской армии.
Подслушаем, о чём говорят эти двое. Да, это лекари! Подсказка в бутылке из тыквы-горлянки, символа великой пустоты Вселенной. В ней хранили лекарства, а ее хозяин считался приверженцем даосизма. В даосизме нет определенного пути, каждое мгновение есть цель сама по себе, говорят прохожему лекари. А раз так, обратимся к главной цели. Она, по крылатой фразе, оправдывает любые средства.
Стоило одному буддийскому монаху в Индии при виде пролетающей в небе стаи гусей возжелать мяса для утоления голода, как несколько гусей замертво упали на землю. Где, по легенде, упали птицы, и построена эта пагода, как назидание не желать никому зла.
С простой по стилю башни открывался великолепный вид на площадь и памятник монаху Сюаньцзану, инициатору строительства Большой пагоды. Из Индии, где монах путешествовал 17 лет, он привез буддийские священные тексты и реликвии, которым нашлось место в храмах. Дальше начинается аллея поэтов, к ней вернёмся чуть позже.
В комплексе храмовых и музейных залов вокруг пагоды есть посвященные Сюаньцзану. Китайские храмы строгие, с преобладанием красного цвета, считающегося признаком радости, успеха и благодатных предзнаменований.
В одном из дворов комплекса красотой изящных линий обращала на себя внимание эта беседка.
Прежде, чем зайти в святилище, многие молятся.
Внимание вошедшего в храмовое святилище приковывает скульптура Будды Шакьямуни с учениками Анандой и Кашьяпой. Будда здесь необычный, его руки сложены в редкую мудру, означающую достижение высшей степени просветления в буддизме Махаяна.
Деталей много, меня привлекла пара священных золотых рыбок – карпов, буддийский символ счастья, ведь рыбы свободны в своём плавании. Это ли не счастье, когда в любой жизненной ситуации чувствуешь себя, как рыба в воде.
Пагода строилась пятиярусной, спустя полвека добавилось еще пять, но время, войны и землетрясения их не пощадили, теперь у пагоды 7 ярусов высотой 64 метра. С этой высоты смотрим на город.
С разных сторон башню окружают разные локации. Храмовый комплекс Большой пагоды диких гусей включает в себя сад, мы не упустили возможность заглянуть в него .
Тишина и покой царили в саду, гуляющих по дорожкам единицы.
Сад особо струн моей души не затронул, да и заглянувшие в сад китайцы, по-моему, мало что понимали, вглядываясь в скульптурные изображения будд в каменных нишах.
Зато с удовольствием сидели на камнях, давая себе передышку.
Другие фотографировались, одевшись нарядно.
Все будды разные, с умиротворением на лицах.
Продолжим изучать жизнь в эпоху Тан по скульптурам. Мне показались они самым интересным. Не поскупился Сиань, расставив статуи на аллеях вокруг пагоды. Судя по натертым местам, большинство бронзовые или медные, хотя во многих китайских городах уличные статуи пластиковые с покрытием под бронзу.
Скульптуры поведают многое о причёсках. В эпоху Тан носили длинные волосы, собирая в пучок на затылке. Богачи и чиновники украшали пучок дорогой шпилькой и перед выходом на улицу прикрывали волосы убором. С непокрытой головой ходить на людях считалось неприличным, вообще беда, если появиться патлатым с распущенными волосами.
В наше время головные уборы не такие замысловатые, и по представлениям китайских модников должны непременно гармонировать с костюмом.
У крестьян и бедного люда тоже длинные волосы, хотя в этой среде короткие волосы не считались позором. Городской люд без чинов покрывал пучок волос куском ткани, обвязывая её специальным шнурком. Получался маленький чепчик. Вместо ткани могли надевать на пучок войлочные шапочки, как у арбитра.
А это прически у современных маленьких китайцев – короткие волосы либо две косички наверх. В 50-х годах, когда дружба с Китаем казалась навек, китайчата носили такие же хвостики и непременно с чёлкой.
Каждый предмет у китайцев что-нибудь да значит. Если вам подарят пару персиков, вероятно, сочтете это дурным намёком. А древний китаец сразу бы понял – желают ему долголетия. Такой смысл у плода персика. Вот и прикладывается китаец к округлости, да еще и натирает её. Наверняка, кое-кто подумал иное, чего он там натирает.
Современная молодежь скорее предпочтёт в подарок навороченный телефон, нежели пару персиков. Жить здесь и сейчас в моменте, не рассчитывая на долгую жизнь, вот кредо нынешней молодежи.
Бокал в руке явно свидетельствует о пристрастии к вину. Так и есть. Большой любитель выпить и самый почитаемый в истории китайской литературы поэт времён династии Тан – Ли Бо слагал о выпивке весьма поэтично, и ставили его в один ряд с именами Петрарки, Данте, Низами, Фирдоуси, называя «Бессмертным в поэзии».
Иной смысл предметов у одного из первых писателей, изложивших различные тонкости чая и чайной культуры Китая. Лу Юй взял в руки перо 1200 лет назад и написал книгу «Классика чая». Его еще называют чайным святым. Оставшись сиротой, был воспитан, между прочим, буддийскими монахами.
Чтобы стать чиновником при дворе, нужно сдать экзамены и подтверждать свой статус ученой степенью. Получить высшую степень «цзиньши» в 27 лет удалось Бо Цзюйи, известному поэту эпохи Тан, ставшему позднее губернатором Сучжоу. Как же не похвастаться успехами, вот и «оставил» поэт надпись на камне у Большой пагоды.
Сдача экзаменов самому императору и должность при дворе не были гарантией спокойной жизни. Одаренный поэт, каллиграф, живописец и музыкант Ван Вэй, ответственный за исполнение ритуальной музыки при дворе, попал в опалу из-за оплошности придворных танцоров, исполнивших неканонический танец. Интересно, какие такие па могли так напугать императора...
В противоположной стороне от Аллеи поэтов открывался вид на широкую площадь с поющими фонтанами. Фонтаны не работают постоянно, включаются каждые 2 часа минут на 10.
Уличная музыка в Китае имеет давнюю историю. В эпоху Тан музыканты играли на флейтах из одной или нескольких бамбуковых трубочек различной длины, из них извлекались разные звуки. Солировали флейты под стрёкот деревянных планок трещотки «пайбань».
Представления артистов уличного кукольного театра с плоскими куклами, вырезанными из кожи, не обходились без сопровождения пульсирующих ударов барабанов. Во времена династии Тан барабаны делали из дерева или керамики. Кстати, барабан придумали китайцы, во всяком случае, так они говорят.
Бубен тоже относят к ударным инструментам. С бубном могли выступать девушки, как правило, уличные певички "чайного домика", ходившие по трактирам, либо артистки из домов богачей. Вдобавок все эти девицы в реальности были проститутками.
Попались на глаза и фигуры с фонарями. На 15-й день празднования Нового года в древнем Китае отмечали праздник фонарей. Только в небо фонарики не запускали, а развешивали либо ходили по городам и деревням с фонарями на палке.
С северной стороны Пагоды диких гусей пролегла Северная улица – Bei Yanta Lu с красочными красными колоннами.
Называясь городом Чаньань – Вечный мир, Сиань в эпоху династии Тан мог составить конкуренцию вечному Риму. Но ничего вечного не бывает. С потерей династией власти, город захирел, потерял значимость, но сохранил историю эпохи для своих потомков.
На том и прощаюсь с эпохой Тан, эпохой, сделавшей Сиань жемчужиной современного Китая.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому